Образовательные стандарты

ФГОС
Словосочетание «новые образовательные стандарты» не сходит с уст педагогов и родителей в последние годы. Но все ли имеют исчерпывающую информацию об этом явлении в школьной жизни? Все ли знают, как изменилась жизнь участников образовательного процесса с приходом новых школьных законов? Что такое ФГОС нового поколения и чем они отличаются от прежних стандартов? К чему нужно быть готовым родителям? Каков он – портрет ученика школы новых стандартов?
Об этом – в нижеприведенном материале.
Нынешнее поколение школьников учится в образовательных учреждениях по не так давно принятым образовательным стандартам нового поколения. С 2009 года учащиеся начальной школы – с 1 по 4 классы – ощутили на себе действие новых ФГОС начального общего образования. Для школьников с 5 по 9 классы разработан и утвержден с 2010 года ФГОС основного общего образования. Не остались забытыми и старшеклассники – в 2012 году утвержден ФГОС среднего (полного) общего образования, касающийся именно их.
Первоклашки, окунувшись сразу в новую школьную среду, сравнить действие прежних и ныне действующих образовательных норм возможности не имеют. А вот для учителей и родителей, «варившихся» в школьной среде первых стандартов в ролях «обучающие» и «обучаемые», изменения налицо.
Итак,
Что такое ФГОС нового поколения?
Федеральные государственные образовательные стандарты – именно так расшифровывается аббревиатура ФГОС – рассчитаны на образовательные учреждения государственной аккредитации. Они представляют собой набор обязательных требований, необходимых для осуществления программ общего образования.
Можно выделить три группы таких требований:
— к результату обучения;
— к способу построения образовательной деятельности;
— к условиям осуществления стандартов
Требования к результату обучения ФГОС нового поколения. Отличия от прежних ФГОС
Задачей первых стандартов являлся предметный результат, количество накопленных в школе знаний. Главной же целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время. Школа даст ребенку необходимый уровень знаний и умений, позволяющих идти по дороге жизни, не боясь ставить и решать важные профессиональные и жизненные задачи.
Образовательные результаты имеют два уровня. Обязательный уровень знаний, которым должен овладеть каждый ребенок, станет как бы основой, фундаментом для постройки здания навыков и умений повышенного уровня. Его направление и степень достижения будет зависеть от интересов ученика, его возможностей и желания учиться.
То, что школа должна не только учить, но и воспитывать человека, было характерно и для прежних образовательных стандартов. ФГОС нового второго поколения делает упор на следующие воспитательные результаты:
— формирование у учащегося чувства патриотизма;
— воспитание личности российского гражданина;
— способствование становлению толерантности, ответственности за свои поступки;
— умению контактировать с другими людьми.
Новые ФГОС, уделяя большое внимание духовно-нравственному воспитанию ученика, не обходят стороной и его физическое здоровье и развитие. Последние десятилетия с выросшим уровнем заболеваний людей, ставят задачу здорового образа жизни человека приоритетным направлением. Основы основ теперь закладываются в начальной школе. Согласно вступивших в силу образовательных стандартов, уже с первого класса ребенок узнает о важности сохранения своего здоровья, о негативных факторах, ухудшающих его, о способах укрепления здоровья. Ученик получает установки на нормы поведения для становления здорового образа жизни. Школьные программы обогащаются Днями здоровья, дополнительными часами физкультуры, мероприятиями здоровьесбережения.
Требования к способу построения образовательной деятельности
Подобные результаты обучения четко и подробно раскрываются во ФГОС нового поколения. Однако каждому образовательному учреждению предстоит самостоятельно выбрать способ построения учебного процесса, придерживаясь данных рекомендаций, чтобы прийти к нужным результатам.
Требования к условиям осуществления образовательных стандартов нового поколения
Условия реализации новых ФГОС определены таким образом, чтобы полностью обеспечить участников образовательных действий всем необходимым для достижения оговоренных результатов.
Для этих целей в процессе образования необходимо:
— использование современных технологий;
— обновление содержания, методик,
— технологий образовательной программы;
— постоянное и непрерывное развитие и обучение кадрового персонала учебных учреждений;
— информационная, методическая, научно-техническая поддержка педагогов;
— обмен опытом между образовательными учреждениями.
Финансовое обеспечение реализации ФГОС нового поколения обеспечивается бюджетными ассигнованиями. Основное общее образование для граждан является общедоступным и бесплатным.
Ключевые моменты проявления ФГОС нового поколения в школе
Итак, как же проявляют себя новые образовательные стандарты в  школе? Какие нововведения стали частью школьной жизни нового поколения? Ощутима ли разница с прежними стандартами?
Получить представление о стандартах нового поколения и сравнить их с прежними, помогут некоторые ключевые моменты — отличия старых и новых ФГОС:
  • Раньше оценить успехи ребенка можно было, лишь ориентируясь на школьные оценки.  Новые стандарты предписывают ученику обязательное наличие портфолио, где помещаются грамоты, дипломы, результаты тестов и другие работы. Благодаря этому нововведению достижения ребенка становятся более наглядными.
  • Поменялось представление о роли учителя. Прежде она сводилась лишь  к объяснению учебного материала и проверке знаний учеников. Теперь учитель – активное действующее лицо в жизни класса. Педагог стремится к развитию индивидуальных способностей ребенка, мотивирует школьников к самостоятельности, старается включить в работу каждого.
  • Прежние ФГОС определяли для школ единый учебный план. Стандарты нового поколения раскрывают перед учителями и родителями разнообразие школьных программ. Можно выбрать подходящую, ориентируясь на предпочтения каждого.
  • Образовательные стандарты прошлого не затрагивали внеурочную деятельность ребенка. Новые ФГОС определяют 10 часов в неделю на посещение кружков, спортивных секций, экскурсий, участие в семинарах. Цель этого нововведения — избавление детей от бесцельного времяпрепровождения.
  • Жизнь не стоит на месте. Компьютерные технологии стали неотъемлемой ее частью. Для того чтобы ученик смог легко лавировать в современном компьютеризированном мире, уже в 1-м классе он знакомится с клавиатурным набором текста.
  • Новая учебная деятельность подразумевает отработку теоретических знаний на практике с помощью проектов, где каждый ученик сможет себя проявить.
  • Одним из важных принципов новой учебной деятельности становится принцип обучения через игру. Игровые моменты в прежних ФГОС были минимальны, приоритетом в обучении являлось заучивание правил.
  • Особенностью ФГОС нового поколения станет профильный принцип образования. Для старшеклассников определены 5 профилей обучения: социально-экономический, технологический, естественнонаучный, гуманитарный и универсальный.
  • Учащимся 10-11 классов предоставляется возможность формирования индивидуального учебного плана. Он может включать в себя общие предметы для всех учебных планов и предметные области, дополнительные дисциплины, курсы по выбору. К обязательным предметам ЕГЭ помимо математики, русского языка и литературы добавится еще и иностранный язык.
Подводя некоторые итоги вышесказанному, можно заметить благие цели федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Развитие ребенка как самостоятельной ответственной личности, умеющей думать, ставить и решать жизненные и профессиональные задачи, любящего родину – вот задача, обозначенная в новых стандартах.
Средства для достижения этих целей отличаются от образовательных моментов прежних ФГОС. Они учитывают динамику и направления жизни, психологические и педагогические рекомендации современности.
Осуществление целей и результаты подобных новообразований будут положительными при условии активного участия и заинтересованности всех сторон образовательного процесса. Только тогда школа выпустит во взрослую жизнь здорового физически и духовно гражданина России.
(по материалам сайта PedPortal.ru)

Федеральный уровень

Региональный уровень

МБОУ — СОШ № 1

Начальное общее образование

Основное общее образование

Среднее общее образование

 

Добавить комментарий